После трагедии в детском лагере «Виктория» под Одессой в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины в октябре-декабря 2017 года Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям проводятся внеплановые проверки состояния техногенной и пожарной безопасности в дошкольных и общеобразовательных учебных государственной и коммунальной формы собственности, а также частной формы собственности в случае письменного обращения субъектов хозяйствования

По данным массивов карточек учета пожаров за последние три года, поступающих от территориальных органов ГУ (У) ДСНС Украины в областях и г.. Киеве, ежегодно в Украине в зданиях и сооружениях образовательных учреждений регистрируется в среднем 76 пожаров, в результате которых погибает один человек и еще пятеро получают травмы. Материальные потери от этих пожаров составляют в среднем более 11 млн грн в год.

За девять месяцев 2017 в зданиях и сооружениях образовательных учреждений зарегистрировано 69 пожаров, на 25,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. В результате пожаров погибли три человека, еще трое получили травмы. Материальные потери составили более 365 млн грн

Отдельно следует отметить, что 47% пожаров в зданиях учебных заведений приходится на общеобразовательные учреждения (школы, школы-интернаты, лицеи, гимназии и т.п.).

В январе 2015 году в ночное время в специализированной школе-интернате Голосеевского района. Киева произошел пожар в кабинете психолога. В то время в школе-интернате находилось 25 детей в возрасте от 7 до 17 лет, которых обслуживающим персоналом были эвакуированы из здания на безопасное расстояние. В результате пожара погибших и травмированных не обнаружено. Причиной пожара стал недостаток конструкции электроустановки и короткое замыкание электросети, материальные потери составили около 290 тыс. Грн.

Два года подряд регистрируются пожары в специализированной музыкальной школе-интернате им. Н. Лысенко в г.. Киеве. Так, 23.03.2016 года в результате короткого замыкания электросети возник пожар в спальном корпусе заведения, во время ликвидации которой получили травмы двое детей и воспитатель. Материальные потери от пожара составили около 275 тыс. Грн.

В этом же заведении ночью 28.04.2017 года неизвестным лицом был совершен поджог дверей подсобного помещения. К счастью, дети были вовремя эвакуированы, в результате пожара никто не пострадал. Материальные потери от пожара составили 188,4 тыс. Грн.

ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ

Лучший способ защититься от пожара - не допустить ее возникновения, а если опасное событие произошло, принять меры по минимизации его последствий.

Самыми распространенными местами возникновения пожаров в учебных заведениях является помещения бытового и складского назначения.

Основными причинами возникновения пожаров являются:

  • нарушение правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации электроустановок (в среднем 29 пожаров или 39% от общего количества пожаров в зданиях образовательных и научных учреждений);
  • неосторожное обращение с огнем (в среднем 23 пожара или 30%);
  • поджог (в среднем 11 пожаров или 14,5%).

Во время обследований учебных заведений. Киева работники ДСНС Украины внепланово проверяли, как выполняются их предписания. По результатам проверок установлено, что почти 90% учреждений не обеспечены системами противопожарной защиты, а у 60% не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций в свою очередь в случае возникновения пожара осложнит ее течение и приведет к негативным последствиям, в частности, гибели и травмирования людей, а также значительным материальным потерям

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Пожарная безопасность в учреждениях системы образования Украины регламентируется Правилами пожарной безопасности в Украине, утвержденными приказом Министерства внутренних дел Украины от 30.12.2014 № 1417 (далее - НАПБ А.01.001-2014) и отраслевыми Правилами пожарной безопасности для учебных заведений и учреждений системы образования Украины, утвержденными приказом Министерства образования и науки Украины от 15.08.2016 № 974 (далее - НАПБ В.01.050-2016 / 920).

Так, в соответствии с разделом II НАПБ А.01.001-2014 и раздела I НАПБ В.01.050-2016 / 920 на объектах с постоянным или временным пребыванием на них 100 и более человек или имеющих хотя бы одно отдельное помещение с одновременным пребыванием 50 и более человек, пожарная безопасность обеспечивается путем проведения организационных и практических мероприятий и использования технических средств.

Ответственность за пожарную безопасность учреждений образования возлагается на их собственников или уполномоченных ими органов или руководителей (ректоры, директора, начальники, заведующие, далее - руководители учебных заведений и учреждений).

В соответствии с разделом II НАПБ В.01.050-2016 / 920 руководителями учебных заведений и учреждений должны назначаться лица, ответственные за пожарную безопасность отдельных зданий, сооружений, помещений, инженерного оборудования и содержание и эксплуатацию средств противопожарной защиты, должно быть предусмотрено в их функциональных обязанностях, должностных инструкциях и тому подобное.

В каждом учебном заведении и учреждении образования приказом или инструкцией устанавливается противопожарный режим, содержащий необходимые для выполнения организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, требования к содержанию территорий, зданий, помещений, сооружений, эвакуационных путей и выходов; к инженерному оборудованию; к техническим средствам противопожарной защиты, требования пожарной безопасности при проведении огневых, покрасочных и строительно-монтажных работ, а также порядок действий в случае пожара.

Для объектов с круглосуточным пребыванием участников учебно-воспитательного процесса (дошкольные учреждения, общежития и т.п.) инструкциями должны предусматриваться также действия в ночное время.

Кроме этого, на объекте должны быть разработаны и утверждены руководителем схема плана эвакуации учащихся и воспитанников в случае пожара и инструкция, определяющая действия работников заведения или учреждения в случае срочной эвакуации участников учебно-воспитательного процесса, по которой не реже одного раза в полгода должны проводиться практические тренировки всех работников.

План эвакуации и порядок эвакуации должны пересматриваться один раз в три года

В общеобразовательных учебных заведениях (кроме учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития) могут создаваться дружины юных спасателей / пожарных.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ

С круглосуточным пребыванием детей

В случае возникновения пожара в заведениях и учреждениях образования с круглосуточным пребыванием детей и для обеспечения согласованных действий работников этих организаций с подразделениями оперативно-спасательной службы, был утвержден совместный приказ Министерства чрезвычайных ситуаций Украины, Министерства социальной политики Украины, Министерства здравоохранения Украины, Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины «О порядке совместных действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров в организациях, учреждениях и заведениях с круглосуточным пребыванием людей» от 31.07.2012 № 1061/468/587/865 (далее - НАПБ Б.07.035 -2012). Этот Порядок определяет совместные действия территориальных органов и подразделений центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты и организаций, учреждений и заведений с круглосуточным пребыванием людей, относятся, в частности к сфере управления Министерства образования и науки Украины, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленные на предотвращение и минимизацию негативных последствий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на таких объектах.

В многоэтажных зданиях школ, школ-интернатов классы для детей младшего возраста следует размещать на нижних этажах

В учреждениях и учреждениях с круглосуточным пребыванием учащихся / воспитанников должно быть установлено дежурство обслуживающего персонала в ночное время без права сна в течение смены. Заступая на дежурство в выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часы, очередной обязательно должен проверить наличие и состояние систем противопожарной защиты и убедиться, что все пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, тамбуры, фойе, холлы, вестибюли) НЕ захламлена, а двери эвакуационных выходов при необходимости могут быть беспрепятственно открыты.

В помещении, где находится дежурный, должен быть установлен телефон. Очередной должен быть обеспечен ручным электрическим фонарем, комплектом ключей от дверей эвакуационных выходов, ворот и автомобильных въездов на территорию заведения или учреждения. Он должен иметь списки (журналы учета) обучающихся, воспитанников и работников, которые остаются на ночь в заведении и учреждении, знать места их размещения и при необходимости сообщать эти сведения телефону в ближайший пожарно-спасательное подразделение.

Для организации самоспасения при пожаре дежурный должен быть обеспечен фильтрующими устройствами в расчете на максимальное количество детей и отдельно для обслуживающего персонала.

РАБОТА С ОПАСНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

Еще одним опасным учебным процессом является проведение лабораторных и экспериментальных работ с использованием пожаро- и взрывоопасных веществ.

В соответствии с разделом VI НАПБ А.01.001-2014 в учебных классах и кабинетах следует размещать мебель, приборы, модели, вещи, принадлежности только необходимые для обеспечения учебно-воспитательного процесса (учебных и внеурочных занятий). Все принадлежности, реактивы, приборы должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках. После окончания занятия, все пожароопасные вещества и материалы необходимо убрать из учебных классов, кабинетов, мастерских в специально выделенные и оборудованные помещения.

Сотрудники учебных заведений и научных учреждений обязаны знать об уровне пожарной опасности химических веществ и материалов, используемых на занятиях и в экспериментах, средства их тушения и соблюдать меры безопасности при работе с ними

В лабораториях во время практических занятий с использованием легковоспламеняющихся веществ (ЛВЖ), горючих веществ (ГР) и газов необходимо обеспечить их централизованное снабжение и раздача на рабочие места с применением закрытой безопасной тары. На рабочих местах количество этих веществ не должно превышать сменную потребность, то есть количество, необходимое для выполнения лабораторных и практических работ в течение учебного дня. Эти вещества должны храниться в металлических ящиках или шкафах. Отработанные ЛВЖ и ГЖ следует собирать в специальную герметичную тару, которую в конце дня удаляют из помещения для регенерации или утилизации. Сосуды, в которых проводились работы с ЛВЖ и ГЖ, после окончания исследований должны немедленно промываться пожаробезопасными растворами.

Проведение работ на опытных установках, где применяются пожаровзрывоопасные вещества и материалы, допускается только после принятия их в эксплуатацию специальной комиссией, назначенной приказом по учреждению. Комиссия должна составить заключение (акт) о возможности использования таких установок в определенном помещении.

Все лабораторные или экспериментальные работы, связанные с возможностью выделения токсичных или взрывопожароопасных паров и газов, должны проводиться только в исправных вытяжных шкафах без посторонних веществ, материалов и оборудования, не имеющие отношения к выполняемым операциям, и с включенной вентиляцией. Вытяжные шкафы, в которых проводятся такие работы, должны иметь верхние и нижние отсосы, а также бортики, предотвращающие стекание жидкости на пол.

ВНИМАНИЕ! КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

Во исполнение требований действующего законодательства по пожарной безопасности в учебных заведениях категорически запрещается:

  • предоставлять в аренду учебные помещения, учебно-воспитательные и спальные корпуса, дома для использования их в качестве складских или производственных помещений категорий А, Б и В;
  • размещать людей в помещениях, а также на этажах (в зданиях), не обеспеченных двумя эвакуационными выходами;
  • хранить бензин, керосин и другие ЛВЖ и ГЖ, баллоны с кислородом и другими газами в неприспособленных для этого помещениях;
  • проводить огневые (в частности сварочные) и другие пожароопасные работы при наличии в помещениях людей;
  • использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, утюги только в необорудованных для этого помещениях;
  • применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари.

Перед началом учебного года все учреждения и учреждения должны быть осмотрены соответствующими комиссиями, в частности, соответствия их требованиям пожарной безопасности. Результаты осмотра оформляются актом готовности учебного заведения к новому учебному году соответствующей формы.

Знание правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима в учебных заведениях является залогом безопасной жизнедеятельности детей и педагогов.

 

Вадим Нижник, канд.тех.наук,

Роман Уханский, канд.тех.наук,

Надежда Довгошеева,

Светлана Голикова,

Алла Одинец,

УкрНДИЦЗ

Источник: https://ns-plus.com.ua/2017/12/22/vymogy-pozhezhnoyi-bezpeky-do-navchalnyh-zakladiv/